В мифологии многих народов волк тесно связан с мужскими военными союзами.
Наличие таковых фиксируется у индоевропейцев. Скажем, в германской
среде они (mannerbunde) просуществовали до конца эпохи «Великого
переселения народов». У древних иранцев они засвидетельствованы еще со
времен Заратуштры. Как считает М. Элиаде, упоминание о воинских
братствах есть и в ведических текстах, и потому вполне возможно, что
они существовали уже в индоиранскую эпоху.
Как представитель
фауны волк наиболее соответствовал идеальному образу воина. Среди
психо-поведенческих черт этого животного наиболее важными в данном
случае представляются следующие:
1) охотничьи повадки,
выражающиеся в способности волков во время охоты преодолевать большие
расстояния – до 40 километров в день – и затем уносить на себе овец,
закинув их на спину, а также умение волчьей стаи ходить след в след
так, что сложно определить количество прошедших особей. Примечательно,
что в момент поиска добычи этот зверь обычно осторожен, порой не трогая
подолгу незнакомых зверей;
2) наличие у волков сложной системы
передачи информации: движение головы, ушей, хвоста, взгляд и пр.,
напоминающей жесты и знаки воинов-разведчиков;
3) своеобразие
взаимоотношений внутри волчьих коллективов: волчья стая – иерархичное
сообщество, в котором существуют многоуровневые элитные группы, при
этом проявляется гибкость управления стаей.
Иногда она целиком
подчиняется авторитету вожака, иногда в ней царит «народовластие».
Стычки внутри волчьего коллектива – редкое явление. Обычно хватает
взгляда, позы или рычания. Как правило, волки не любят демонстрировать
превосходство, однако умеют с успехом это делать;
4) последняя
из волчьих особенностей, вызывающая интерес в изучаемом контексте –
способность волка своим воем внятно что-либо сообщать или просто
выражать свои эмоции – «волк может повыть просто потому, что ему
хочется повыть».
Т.о, на примере волков молодые воины могли
учиться охотничьим и боевым приемам, способам самовыражения и
общежития. Вместе с тем, как уже говорилось выше, образ волка, в
которого «превращался» посвящаемый, часто смешивался с «псом».
Совмещение архетипов волка и собаки характерно именно для мифологии
индоевропейцев. Не надо думать, что только волк может быть символом
бойцовской ярости и отваги. Не менее страшен в ожесточенном сражении и
разъяренный пес. Весьма показательный пример мне удалось найти в
записках художника-краеведа конца XIX в. Н.Н. Каразина. В частности, в
рассказе «Атака собак под Ургутом» он пишет: «В число этих
разнообразных штук «солдатской науки» (для ротных собак – С.Г.) входит
обязательным образом... бросаться на всех, кто только подходит к отряду
в азиатском костюме.
Большого труда стоит потом удержать этих
понятливых псов от самой яростной атаки на ненавистные халаты – и наши
милиционеры-туземцы только тогда могут быть покойны, когда собаки
успеют привыкнуть и приглядеться к их лицам и поймут, что это союзники,
а не враги и что их рвать не следует. ... с помощью своей природной
отваги, пренебрегая сабельными ударами и уколами пик, они яростно
нападают на чужих всадников и частенько стаскивают с седла, уцепившись
зубами за широкие полы халата». Так что, вполне оправданно полагают
исследователи, что у скифов инициируемые считались и «псами», и
«волками» одновременно.
Правда, нельзя исключать и наличие
других архетипов, в качестве примеров для подражания. Так, в работах,
посвященной данной проблеме, указывается, что помимо «людей-волков» и
«людей-псов» у индоевропейских народов были известны и «люди-медведи»,
как, например, Barenhanter («носящие медвежьи шкуры») и Berserkir
(«одетые в медвежьи шкуры»), соответственно у древних германцев и
скандинавов16. Хотя у германцев были и ulfhedhnar, «люди в волчьей
шкуре» (там же). В мифологии же славянских народов в качестве
божества-покровителя выступают образы Змея и Волка, часто заменяющие
друг друга. Кроме того, в мифах и религии различных народов волк
своеобразным образом связан с конем и солнцем. Он является спутником
божества – Солнца, иногда заменяя els коня. В плане изучения
погребальных обрядов небезынтересно, что «волк–пес» является стражем
подземного мира и проводником в царстве умерших, т.е., посредником
между миром живых и мертвых.
В связи с большой временной
отдаленностью рассматриваемых событий от современности, проблема
реконструкции особенностей религиозной идеологии и ритуалов инициации
древних народов очень сложна. Тем более, что прямые сведения о
рассматриваемых обрядах и объединениях, отсутствуют или же страдают
неполнотой. С другой стороны, «вживание в мифологическое время является
древним религиозным ритуалом. Различные религиозные формы мистического
соединения волка и воина можно расценивать как проявление единого
фундаментального опыта. Великая охота, инициация, война, захват и
завоевание территории суть виды деятельности, построенные по
мифологическим моделям: во время оно сверхъестественный хищник впервые
совершил то же.
Волкообразный предок, основатель таинства
инициации, верховный шаман или первый воин, совершил определенные
действия, которые впоследствии послужили парадигматическими моделями
для подражания. В волка превращается лишь тот, кто преодолевает самого
себя и временную реальность, становится современником и соучастником
мифа-первоосновы» .
Следовательно, человек становился
«облаченным в волчью шкуру» в результате инициации, включавшей в себя
особые воинские испытания. Сам процесс инициации, как полагают
этнологи, строился по трехчастной схеме: ритуальное выделение индивида
из коллектива – пограничный период (фаза ритуальной смерти) –
реинкорпорация в коллектив, но уже в новом качестве. Здесь необходимо
подчеркнуть, что ритуальное перерождение посвящаемых в волков было
одним из важнейших моментов инициации.
«Превращенные в волков»
проживали в «чистом поле», вдали от родных селений. Можно предположить,
что военный лагерь, в который попадал скифский неофит, находился в
значительном удалении от родного края в силу того, что он мог пребывать
в грабительском набеге в дальние страны. Следует заметить, что вовсе
необязательно, чтобы лагерь молодых «волков» был стационарным. Скорее
всего, обряды посвящения проходили в ходе (а, м.б., в виде?) набегов,
напоминающих нартские «балцы». Ведь, будучи в завоевательном походе,
юные скифы переживали не мнимые, а реальные опасности, граничащие с
реальной, а не ритуальной смертью – главной чертой лиминальной фазы
инициации. Хотя, весьма возможно, что при отсутствии действительной
опасности для жизни инициируемых существовали обряды, символизировавшие
ритуальную смерть.
К таковым мог относиться ритуал
«проглатывания» посвящаемых мифическим чудовищным зверем – Железным
Волком, выступавшим в качестве божества-покровителя20. Есть основания
предполагать, что неофиты-скифы в ходе периода инициаций покрывали свое
тело татуировкой мифологического содержания, как это было принято у
многих народов мира, в том числе, по сведениям римского
философа-скептика конца II в. н.э. Секста Эмпирика, у сарматов [Sext
Empiricus. III, 202] и, как это было зафиксировано археологами в
Пазырыкских курганах, у «скифов» Алтая.
После чего, воин,
«рождаясь» заново, получал эзотерические знания. Возможно, что
прошедшего испытания юношу брили, а также нарекали новым именем или
прозвищем, как будто он действительно родился вновь. В этой связи
обращает на себя внимание имя легендарного скифского предводителя –
Ишпакай. Как считает, А.И. Иванчик, данный антропоним является скорее
всего ритуальным прозвищем удачливого предводителя, отражавшим его
наиболее характерные психо-поведенческие черты. Как правило, в ходе
ритуала на посвящаемых надевали звериные шкуры, они совершали особые
танцы экстатического типа, а также употребляли галлюциногенные
вещества, что создавало у инициируемых эффект такого перерождения. В
частности, в источниках встречаются упоминания об этих экстатических
оргиях, связанных с употреблением пьянящего напитка Хаома (Сома),
облегчавшего превращение испытуемого в зверя. Интересно, что некоторые
из лингвистов название одного из сакских племен saka haumavarka интерпретируют как «те, кто превращаются в волков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)» , или же «волки Хаомы».
Замечу,
что во время своих посвящений алкоголь применяли запорожские казаки,
своего рода приемники скифских традиций на территории Северного
Причерноморья. Не исключено, что кроме употребления наркотических и
алкогольных веществ, инициируемые, вероятно, ели мясо и пили кровь
животных-покровителей, как это вообще принято у многих народов при
проведении инициации, веря, что это придаст им силу, ярость и другие
качества хищников. Так, в славянских мифах о волкодлаках (вурдалаках)
сообщается о поедании оборотнями печени и сердца животных, т.к., по
народным представлениям, эти органы являются местом средоточия
жизненных сил (там же). С другой стороны, в "Авесте" особенно
подчеркивается тот факт, что «keresa» – воры, бродяги, промышляющие по
ночам в период ритуальных сборищ, даже питались человеческим мясом [АВ,
Вендидад]. Как считает М. Элиаде: «Вера в ритуальную или экстатическую
ликантропию засвидетельствована как у членов тайных североамериканских
и африканских сообществ, так и у германцев, греков, иранцев и индийцев.
В том, что имела место реальная ликантропия, связанная с людоедством,
нет ни малейшего сомнения».
«Группы воинов-зверей были
организованы в некий священный союз, цель которого заключалась в
обеспечении своего постоянного восстановления. Их постоянная
характерная черта – участие юношей». Переход скифской молодежи в новый
возрастной класс сопровождался, вероятно, торжественным вручением
неофитам оружия и других социально значимых предметов. Намек на это
содержится в «Истории» Геродота, где сразу в двух легендах о
происхождении скифов [Her. IV,5-10] сообщается о сакральных дарах,
вручаемых юноше, успешно прошедшему испытания, среди которых
фигурируют, между прочим, лук, чаша и секира. Это предположение тем
более вероятно, что в осетинской мифологии в качестве божества
инициируемых мальчиков («молодых щенков»!) выступает Уастырджи.
Обращает на себя внимание тот факт, что данный персонаж осетинской
мифологии, отождествляемый с христианским святым Георгием – воителем и
покровителем волков, в отдельных нартовских сказаниях цикла о Сослане
прямо называется «покровителем ночных походов».
Появление
юноши в военном лагере означало, помимо прочего, перемену его
социального статуса. Молодой скиф становился представителем нового
сообщества с идеологией, отличной от религиозных представлений того
коллектива, откуда инициируемые вышли. С момента «облачения в волчью
шкуру» воин был уже не человеком, – хищником – и был обязан жить
«волчьей жизнью». Он становился жестоким непобедимым воином, охваченным
неистовой яростью в бою, а также, находясь в особом воинском коллективе
– своеобразной «волчьей стае», – жил по правилам волков, а не людей,
порвав с законами и обычаями сообщества, из которого он вышел.
Уделом
молодых воинов становились набеги с целью захвата добычи и террор
соседних, главным образом, оседлых народов. Вероятно, не случайно в
иранских текстах сообщается о «волках на двух ногах»
Надеюсь вам поведать о http://vipgod.ru/2011/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d1%81%d0%ba%d0%bb%d0%b5%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b4%d0%be%d0%bc% d0%b5%d0%bd/ - Как склеить домен - это обычно то что нужно особенному индивидуму.
Совсем недавно попался на http://choicefoods.ru - молочные продукты . Правда это всё классно, но есть же еще вот http://activitysports.ru - комплекс упражнений. Вчера утром обнаружил в просторах интернета, увидел http://showbusians.ru - новости светской жизни.
Всё бы ничего, но помоему это восхитительнее всего было http://lawfinancial.ru - финансовое право учебник.
Порадую вас фоткой своего котика http://lolkot.ru/wp-content/uploads/2012/02/ostavil-vsyo-yey_1329718529.jpg
Очень давно попался на http://relationshiping.ru - право отношения . Действительно это всё классно, но есть же еще вот http://interans.ru - через интернет. Вчера утром пихнули в просторах интернета, наткнулся на http://agrolaw.ru - аграрное право украины.
Я ведь думал иначе, но помоему это лучше всего было http://vrender.ru - видео конвертер.
Обрадую вас фото своего кошака http://lolkot.ru/wp-content/uploads/2012/02/ostavil-vsyo-yey_1329718529.jpg
Я вчера слышал, вот http://flyrics.ru/5455-tekst-pesni-mic-e-your-mind-outbreak-anthem-francesco-zeta-remix.html - текст песни Mic-E - Your Mind (Outbreak Anthem) (Francesco Zeta Remix)
Я утром прислушался, вот http://flyrics.ru/11654-tekst-pesni-annoying-ringtone-cluster-bomb-indigestion-ill-never-be.html - текст песни Annoying Ringtone - Cluster Bomb Indigestion (I'll Never Be)
привет друзья, хочу вам показать интересный сайтик http://hitechnew.ru/ - Hi-tech, может кому понравится, а кому может и нет, сообщите что не прёт http://hitechnew.ru/images/gutzoxyuqrn.jpg
Всем привет, я здесь новенькая, мне понравилось то что вы обсуждаете, действительно очень интересные разговоры. Хотела бы вас отблагодарить, я совсем недавно наткнулась на качественную косметику, по хорошей цене и по качеству не уступает ведущим лидерам косметики.
Я знаю что вам это пригодится, сама пользуюсь. Самый большой каталог я нашла только здесь, больше нигде такого ассортимента нету: http://tiande24.ru - Тианде